среда, 4 сентября 2013 г.

Свастистан - счастливая страна

За время экспедиций по странам Южной и Юго-Восточной Азии была собрана серия фото-материалов, которые я долго не решался публиковать в открытой печати. Эта серия посвящена священному для азиатских народов символу – свастике, изображение которого запрещено законом Российской Федерации. Идеи, вдохновившие меня на ее создание, также могут быть неправильно интерпретированы читателем, так как целиком основываются на религиозных и мифологических источниках. Тем не менее, мне хотелось бы представить публике результаты своих изысканий, и возможно этим мне удастся внести лепту в реабилитацию свастики в глазах соотечественников.



Молитвенный барабан в городе Шангри-Ла, Китай

Во многих культурах и религиях свастика наделяется важным культовым значением. Начиная с языческих солярных культов и заканчивая развитыми мировыми религиями, такими как буддизм и индуизм, этот символ выступает источником света, изобилия и благополучия. В индийской культуре свастика в первую очередь используется как религиозный символ: ему поклоняются, изображают на тканях для священных текстов, сосудах для богослужений, в декоре храмов и на статуях божеств. Однако этим применение символа не исчерпывается.


Набережная Ганги, Варанаси, Индия


Храмовый пляж, Рамешварам, Индия


Йога-ашрам Вед Никетан, Ришикеш, Индия


Алтарь индуистского божества


Окно индуистского святилища

Свастику в Индии можно встретить буквально повсюду: на воротах и стенах жилых домов, посуде, бытовой утвари, на логотипах промышленных фирм, автомобилях, киосках, заборах, скамейках, рекламных щитах, канализационных люках, поздравительных открытках, упаковочной таре, строительном кирпиче, водопроводных кранах и т.д. Стоит отметить, что повсеместное распространение не ведет к профанации священного символа, как можно подумать, ибо присутствие свастики сакрализует любой предмет, на который она помещена.


Набережная Ганги, Варанаси, Индия


Ворота деревенского дома, Гокарна, Индия


Мебель с изображением свастики, Удайпур, Индия


Стол, инкрустированный свастиками, Удайпур, Индия


Мешок с изображением свастики, Джодхпур, Индия


Реклама кровельного материала, Гокарна, Индия

Многие считают, что свое триумфальное шествие по миру свастика начала именно в Индии, да и само ее название имеет ярко выраженные санскритские корни. Слово "свастика" состоит из двух санскритских корневых основ – су, "добро, благо" и асти, "жизнь, существование". "Суасти" или "свасти" – традиционная индийская форма благопожелания. Вместе со свастичной символикой она перешла в страны Юго-Восточной Азии, где этим словом люди приветствуют друг друга при встрече, желают друг другу удачи и счастья.


Ворота буддистского храма, Хойян, Вьетнам


Храм религиозной общины Каодай, Далат, Вьетнам


Вышивальщица за работой, Сапа, Вьетнам


Вышивка народности Яо, Муанг-Синг, Лаос


В культурном центре народности Яо, Луанг-Прабанг, Лаос

Глобальная экспансия свастики в азиатских странах навела меня на оригинальную мысль – обозначить ареал ее распространения как Свастистан. В буквальном значении, Свастистан – это "страна блага" или "страна счастья" – образ, присутствующий во многих восточных мифологиях. Такова счастливая земля будды Амитабхи – Сукхавати и земля вечного счастья, расположившаяся на склонах мифической горы Меру. Загадочная Шамбала, скрытая от глаз людей в неприступных районах Гималаев и утопическая Шангри-Ла, ее литературная аллегория, которую кто-то находит в долине Хунза в пакистанском Кашмире, а кто-то в Дечен-тибетском округе китайской провинции Юннань. 


Свастичный орнамент в декоре зданий, Шангри-Ла, Китай


Свастика в оформлении буддистского храма, Куньмин, Китай


Будда Амитабха, Краеведческий музей Дечен-тибетского округа, Шангри-Ла, Китай


2 комментария:

  1. Спасибо, очень интересный пост. Такой древний символ, я не знала, что он прям запрещен. Думала изображение просто некорректно в виду событий 20го века.

    ОтветитьУдалить