воскресенье, 22 сентября 2013 г.

Магия и суеверия в Лаосе

Лаос – аграрная страна, в которой изредка можно обнаружить очаги цивилизации в виде сравнительно небольших провинциальных городов. Большую часть ее территории занимают джунгли и затерянные среди джунглей деревни. По данным статистики лишь 5% площади страны пригодны для сельского хозяйства, которое обеспечивает 80% занятости населения. Дороги в этой стране строились японцами в недавнее время, как компенсация за ущерб во время второй мировой войны. Лаосское правительство следует социалистическим курсом с середины 20 века, и за этот период Лаос стремительно вошел в число беднейших стран мира.




Лаосская деревня, провинция Луанг Намтха.

Лаос является одной из самых этнически разнообразных стран Юго-Восточной Азии. По этнолингвистическому признаку население Лаоса разделяется на 47 этнических групп и 149 подгрупп. В Лаосе распространены языки тайско-кадайской (тайско-лаосские), мон-кхмерской и тибето-бирманской групп и группы мяо-яо. В соответствии с постановлением Фронта национального строительства Лаоса (Нэо Лао Санг Сат) о национальном составе Лаоса (август 2000 года), официально принято считать, что население страны подразделяется на три основные этнические группы: лао лум - лаосцы равнин, лао тхэнг - лаосцы горных долин и лао сунг - лаосцы высокогорий.

 




Утренний рынок в городе Муанг Синг на севере Лаоса - живая выставка этнических меньшинств, которые собираются из окрестных деревень для обмена товарами.

Среди народностей, населяющих Лаос, широко распространена вера в духов, и связанные с этой верой магические практики и суеверия. Несмотря на важность буддизма для лаосцев, анимистические верования распространены среди всех слоёв населения. Вера в духов служит для объяснения болезней и невзгод, которые можно предотвратить, если совершать им регулярные подношения. Буддизм в Лаосе плотно смешался с анимизмом и возможно лишь поэтому стал народной религией. Так, у многих ватов есть небольшой домик для духов, а монахи зачастую занимаются экзорцизмом – изгнанием духов из людей и их домовладений.



Алтари для духов из провинции Аттапы, Плато Болавен, Южный Лаос


Строящийся ват из провинции Секонг, Плато Болавен, Южный Лаос

Буддистские ритуальные объекты, Луанг Прабанг

По повериям лаосцев, в каждом человеке сожительствуют более 30 духов (пхи), которые так и норовят разбежаться, тем самым причинив ему страдания. Во избежание этого практикуется повязывание хлопковых нитей на запястье, удерживающих духов на месте. Данная церемония, называемая "баси су кхван" широко распространена в Лаосе и используется во многих случаях – свадьбы, похорон, рождения, новоселья, при приеме гостей и после длительных поездок. Магия в Лаосе также развита достаточно широко. Этнографы выделяют несколько разновидностей магии: вредоносную, военную, любовную, лечебную, предохранительную, промысловую и метеорологическую. Больше всего в Лаосе магии вредоносной и любовной.





Врата духов и магические артефакты из деревни племени акха, окрестности Муанг Синга. 

Одна из самых известных разновидностей колдовства в Лаосе - заговор на рыбьем хвосте. Если хочешь, чтоб кто-либо сошел с ума, нужно поймать рыбу, оторвать хвост, заговорить его и отпустить рыбу обратно. Для любовного приворота нужно достать волос девушки, вымочить его в специальном отваре и незаметно заложить ей за ухо. Можно заговорить зуб. Улыбнешься таким зубом девушке, она сразу полюбит, но если показать зуб жене, та сойдет с ума. Лаосские знахари и колдуны пользуются для заговоров кореньями, обладающими волшебной силой. Их вшивают под кожу плеча левой руки, и человек становится неуязвимым.




Утренний рынок в Муанг Синге

В Лаосе еще остались волшебные бусы, "буда" - каменные бусы-обереги из материала, скорее всего, метеоритного происхождения. Их передают по наследству, но иногда покупают за бешеные деньги. Человека с такими бусами нельзя убить, его не берет ни нож, ни пуля. Но во время приема пищи или отправления естественных потребностей бусы надо снимать. Кстати, поговаривают, что такие "буда" носили члены монарших семей, а в настоящее время все высшие члены партии и правительства. Во время гражданской войны на юге страны существовал 75-й батальон, состоящий из одних колдунов - чернокожих, длинноволосых, очень свирепых. Все они были обладателями "буда". Против них могли воевать только женщины, тоже колдуньи. Они стреляли из ружей, обмотанных своими юбками, на которые они предварительно помочились (1).


Комментариев нет:

Отправить комментарий