четверг, 26 сентября 2013 г.

Племенные обычаи Акха

Народность акха - одна из самых ярких племенных культур Индокитая. Подобно другим горным племенам, акха ведут полукочевой образ жизни. Во времена династии Мин они заселили горные долины Юннани, куда предположительно мигрировали из степей Монголии. Следующая волна миграций началась в первой половине 20 века из Китая в приграничные территории Мьянмы, Лаоса и Таиланда. В настоящее время наибольшее число акха сосредоточено в Мьянме, где они входят в состав 33 шанских народов и китайской провинции Юннань, где они включены в 56 национальных меньшинств под именем "хани". В Таиланде акха проживают преимущественно в северных провинциях Чиангмай и Чианграй и известны как одно из шести горных племен, населяющих этот регион. В Лаосе акха также оккупируют северные территории и официально признаны в качестве лао сунг - горных лаосцев.


На улице города Менгхай, провинция Юннань, Китай


На автобусной станции в Менгхае, провинция Юннань, Китай


 Утренний рынок в Муанг Синге, Лаос


В культурной деревне округа Тачилек, Мьянма

Акха имеют свой язык, относящийся к тибето-бирманской языковой группе, но письменности у них не существует. Культура акха передается устно и они традиционно придают большое значение генеалогии. Дети изучают свою семейную историю с раннего возраста, особое внимание уделяется воспитанию уважительного отношения к родителям, старейшинам и предкам. Как часть этой традиции, акха хранят богатую устную историю своего рода, затрагивающую по меньшей мере пятнадцать поколений, и передают ее в сериях народных песен.



В культурной деревне округа Тачилек, Мьянма


На рынке в городе Шидинг, Юннань, Китай 

Внешне акха сложно перепутать с другими народностями - женский костюм имеет неповторимое своеобразие. Преобладающими цветами костюма являются черный, красный и серебряный - от обилия украшений, которые женщины носят на себе. Кроме того, старые женщины этого племени отличаются абсолютно черными зубами - от многолетнего жевания бетеля. Но главным отличительным признаком акха является их шапка-шлем, представляющая собой целое сооружение, покрытое десятками нашитых серебряных чешуек, раковин и монет различного происхождения.


Утренний рынок в Муанг Синге, Лаос


В обычаях у акха появляться в обществе топлесс. Муанг Синг, Лаос.


Женщина акха, продающая марихуану, завернутую в пальмовый лист. Муанг Синг, Лаос.

Образ жизни и обычаи акха не позволяют им полностью ассимилироваться ни в одной из стран проживания. Выражение "обычай древнее закона" хорошо характеризует поведение этих людей - нелегальные миграции, контрабанда, выращивание конопли и опийного мака. Курение опиума до сих широко распространено у акха - причём курят как мужчины, так и женщины. Курить мак начинают с подросткового возраста и делают это вполне осознанно. Существует вера в то, что курение мака помогает духам защитить курящего от дурного. Для курения используются специальные бамбуковые трубки и бонги.


Процедура курения опиума. Музей опиума. Золотой треугольник, Тайланд.

Быт этой народности весьма примитивен, особенно в тех селениях, которые расположены в стороне от цивилизации. Далеко не все селения акха на территории Мьянмы и Лаоса знакомы с электричеством и другими достижениями технического прогресса. Переходя с места на место они оставляют после себя выжженные леса, использованные под посевные участки для подсечно-огневого земледелия. Место для основания новой деревни выбирается шаманом, который указывает расположение сакральных объектов. При этом он разбрасывает в стороны куриные яйца, чтобы обозначить границы территории. Центральное место в деревне занимает дом ее основателя, вокруг которого строятся остальные хижины.





Деревня акха в провинции Луанг Намтха, Лаос.

Основной религией у акха является анимизм - вера в духов. Есть христианские деревни, однако христианство там представлено в своеобразном виде, густо перемешанном с анимистическими верованиями. Будучи анимистами, акха верят, что мир полон духов, некоторые из которых доброжелательны, а некоторые опасны. Духи обладают способностью воздействовать на жизнь людей, поэтому с ними нужно поддерживать хорошие отношения. Если этот порядок будет каким-то образом нарушен, ответом могут стать трудности, болезни и даже смерть. Граница между миром духов и миром людей устанавливается перед входом в деревню, и этот обычай соблюдается особенно строго.


Врата духов в лаосской деревне, провинция Луанг Намтха

Вход в деревню лежит через ритуальные деревянные ворота, ограждающие жителей от лесных духов. На воротах вырезаны различные сцены из жизни людей, инструменты и оружие, чтобы указать духам, что входить сюда разрешено только человеку. Касаться этой резьбы по дереву запрещено, и в случае нарушения табу совершаются жертвоприношения. Ворота могут быть украшены широкой палитрой "человеческих" артефактов - оружием, инструментами, а местами самолетами и автоматами Калашникова. По обеим сторонам от ворот находятся деревянные фигуры с мужскими и женскими половыми признаками, нередко они изображают совокупление, что символизирует богатство и плодородие.



Ворота в лес около деревни хани, Сишуаньбанна, провинция Юннань, Китай

Каждый год в начале сезона возделывания риса, акха ставят у входа в селение новые ворота, обвешивая их черепами животных, рогами и всякими амулетами, устрашающими злых духов и защищающими деревню от них. 



Деревня хани у подножия горы Наннуошань, провинция Юннань, Китай




Дорога на гору Наннуошань, провинция Юннань, Китай

Еще одна традиция акха - ставить в селениях гигантские качели и в определённые дни года раскачиваться на них. Качельная церемония проходит в середине августа и в сентябре и считается самым известным из торжеств племени. Праздник приурочен ко времени созревания кукурузы, и, подобно всем праздникам урожая, является временем народных гуляний. Веселье, угощения, песни и танцы продолжаются в течение четырех дней и ночей фестиваля.


Ритуальные качели у лаосских акха, провинция Луанг Намтха

Ежегодная качельная церемония - это также "обряд посвящения", обозначающий переход от подросткового возраста ко взрослой жизни. Впервые в своей жизни девочки акха надевают на себя взрослый наряд, в том числе и женские головные уборы, искусно украшенные серебром, мехом, нитками бисера, семенами и кисточками из ярких куриных перьев. Как и у других племенных народов, где был зафиксирован подобный ритуал, качание на качелях предшествует свадьбам и выступает поводом для сексуального общения молодежи.

1 комментарий: