Фаллос, как объект ритуального
поклонения, может вызвать противоречивые эмоции, а между тем – это древнейший
символ плодородия, распространенный во многих архаических культах. На
территории Южной и Юго-Восточной Азии культ фаллоса с незапамятных времен сопутствовал
религиозным верованиям и принимал различные, порой весьма причудливые формы. Их
следы можно обнаружить в искусстве Индии, Непала, Бутана, Бирмы, Таиланда и стран ЮВА. Одним из наиболее архаичных среди фаллических культов, считается
шиваитский культ лингама, появившийся в Индии в эпоху неолита. Лингам
символизирует божественное соитие, объединяющее Шиву с Шакти – его женской
творческой энергией, и всегда находится в комбинации с йони – символической
вагиной. Однако, в случае лингама, несмотря на то, что в его форме угадывается
детородный орган, он всегда остается символом. Иначе обстоят дела в фаллических
культах Юго-Восточной Азии, где этот сакральный объект изображается достаточно
натуралистично.
Лингамы в святилищах Пашупатината (Непал) и Махабалешвара (Индия)
Каменные фаллосы в Мандалае (Бирма)
Обратимся к практике
использования фаллической символики в Таиланде, где по большей части были собраны фотографии для этой статьи. Как известно, в основной массе тайцы очень суеверны и часто
прибегают к помощи амулетов и всевозможных магических средств. Они требуются, в
первую очередь, для защиты от духов и улучшения здоровья и благосостояния.
Существует обычай вешать на шею детям, в особенности мальчикам, маленькое
изображение фаллоса из слоновой кости. Оно выступает в качестве оберега,
охраняющего ребенка от дурных влияний. Взрослые носят изображение
совокупляющейся пары – «пан мек», которое, как принято считать, поднимает
настроение и укрепляет потенцию. На рынке амулетов в Бангкоке удалось
обнаружить деревянные фаллосы разных размеров и форм. Некоторые из них имеют
глаза и своеобразные лица, иные покрыты рисунками и загадочными письменами.
Рынок амулетов в Бангкоке
Волшебные фаллосы, именуемые
«клик», также можно увидеть на прилавках и витринах магазинов, где их держат
для увеличения объема продаж. Чтобы клик хорошо работал, ему совершают
подношения и кормят фруктами. Считается, что лучше всего для этого подходит
клубневый овощ «пхыак», который клик особенно любит. Клик применяется и в
монашеской практике, многие монахи распространяют этот амулет наряду с другими
буддистскими предметами. Его можно обнаружить в убранстве храмов, и даже
известны культовые места, куда специально приходят с целью почтить эту святыню.
В Бангкоке есть святилище, посвященное богине плодородия по имени Мэ Тхаптхим
(«Гранатовая Мать»). Небольшой сад, где находится алтарь богини, весь уставлен
детородными органами. Сюда их приносят женщины, обращающиеся к богине с
молитвой о потомстве. Если богине придется по вкусу новый клик, и она будет
благосклонна, то женщине в скором времени предстоит стать матерью.
В святилище богини плодородия Мэ Тхаптхим
В такие вещи бывает сложно
поверить, но при наличии веры происходят самые удивительные явления. В начале
девяностых годов прошлого столетия, северо-восточную провинцию Таиланда Исан (в
округе города Убон Ратчатхани) захватила массовая «кликомания». Причиной тому
была необычная болезнь – мужчины один за другим начали умирать во сне. Сонный
паралич, получивший среди медиков название SUNDS – Sudden Unexplained Nocturnal Death Syndrom
(Синдром внезапной необъяснимой ночной смерти), в народе был единодушно признан
как нападение злого духа. Среди жителей Исана, состоящих преимущественно из
этнических лаосцев, этот дух был известен под лаосским именем Даб Тсог и по
легендам являлся мужчинам во сне под видом ревнивой женщины. По наставлению монахов,
люди использовали для защиты от духа клик и буквально увешивали им себя и свои
дома. В целях дополнительной защиты мальчиков переодевали девочками, а мужчины перед
сном надевали женские платья и красили ногти, что должно было ввести духа в
заблуждение.
В святилище богини плодородия Мэ Тхаптхим
Комментариев нет:
Отправить комментарий