среда, 23 апреля 2014 г.

Земля Минангкабау, Западная Суматра, Индонезия

Народность минангкабау, населяющая западную часть острова Суматра, известна своими матриархальными обычаями, частично разбавленными поздним влиянием ислама. Эта архаичная форма общественного устройства, при котором женщины владеют всем родовым имуществом, а неженатые мужчины зачастую оставляют родные края в поисках лучшей доли, послужила причиной миграций и распространения этноса в различных регионах Индонезии. Но своей исконной землей минангкабау считают горное плато в районе вулканов Мерапи и Сингаланг, которое носит название Луак-Нан-Тиго («три страны»). Туда я отправился с целью знакомства с этой традиционной культурой. Земля минангкабау встретила меня дождями, туманами и смогом от горящих лесов, поэтому фотографии, по большей части, вышли не достаточно яркие. Тем не менее, пару раз мне выпала возможность присутствовать на народных праздниках, которые оставили самые яркие впечатления.


Центральная площадь города Букиттингги


Парк Таман Панорама в Букиттингги


Панорама большого каньона

Вулкан Мерапи


Вулкан Сингаланг


Дом минангкабау у подножия Мерапи

О происхождении народа минангкабау и его названия рассказывают две разные, но в определенном смысле перекликающиеся легенды. Согласно первой, минангкабау ведут свой род от самого Александра Македонского, а точнее его младшего сына, прибывшего на побережье Западной Суматры из Индии. Этот культурный герой, известный под именем Махараджо Дираджо, заложил основы государственности среди местных племен, а заодно обратил их в индуизм. С тех пор на земле минангкабау сохранились каменные плиты, покрытые санскритскими письменами. Позже, с пришествием ислама, упоминание о родоначальнике минангкабау отыскалось в Коране, где он фигурирует под именем Искандар Дзулкарнайн (Двурогий). Выбор данного эпитета не случаен, поскольку рога занимают особое место в культуре минангкабау. Объяснение этому приводится во второй легенде.


Рыночный день в деревне Манинджау


Офисное здание в городе Лубук Басунг


Неопознанный архитектурный объект, Кота Бару


Главная мечеть Масджид Райа, Рао-Рао 


Медресе в деревне Баюр

Однажды на Западной Суматре высадились войска яванцев. Казалось, военный конфликт был неизбежен, но по совету старейшин решили избежать кровопролития и вместо битвы устроили схватку буйволов. Побежденная сторона обязывалась принять условия противника. Яванцы вывели на поле боя крупного и мощного буйвола, а суматранцы пошли на хитрость и выставили против него голодного теленка с рожками, окованными железом. Увидев буйвола, теленок бросился к нему искать вымя и пропорол брюхо своими железными рожками. Раздался крик «минанг кабау», что значит «буйвол побежден», и впоследствии эта фраза стала именем для жителей Западной Суматры. Бои буйволов популярны среди минангкабау и по сей день, а буйволиные рога украшают двери их домов, угадываются в форме крыш и головных уборов.


В деревне Кубу, озеро Манинджау


Там же


Политическая реклама накануне выборов, городской рынок Букиттинги


Офис политической партии

Родовой дом минангкабау – «румах гаданг» («большой дом») рассчитан сразу на несколько семей и по мере их увеличения может быть расширен дополнительными пристройками. Все помещения в большом доме строятся на сваях, а пространство между сваями используется для содержания скота. У каждой семьи в комнате есть собственный очаг, также имеется и общий, которым заведует старшая женщина-матриарх. Она считается полноправной хозяйкой румах гаданга и его наследование, вместе с землей, фамилией и остальным имуществом, осуществляется исключительно по женской линии. Каждая наследница, достигшая брачного возраста, получает отдельную комнату и право привести в нее мужа. Однако даже после женитьбы за мужчиной сохраняется статус «оранг сумандо», то есть «пришельца» в доме жены. Общие встречи семейства и приемы гостей проходят в длинной террасе, расположенной в фронтальной части дома.


Кто в теремочке живет? 
Старинный дом минангкабау, Кото Гаданг


Дом-музей раджи Пагаруюнга, Батусангкар


Фасад здания


Жилой дом по соседству


Румах гаданг в окрестностях Манинджау


Румах гаданг в деревне Матур


Пряничный домик на соседней улице


Без изысков, но со вкусом, деревня Кубу


Деревенский дом на трассе Паданг-Медан

Социальная структура у минангкабау основывается на материнских родах, называемых «сапаруи» – «плоды одного чрева». Сапаруи – это клан, в который входят несколько родственных семей, каждая из которых состоит из матриарха, ее братьев («мамак»), занимающихся воспитанием детей, и дочерей с их собственным потомством. Формальным главой клана избирается мужчина из числа наиболее уважаемых старейшин, его награждают титулом «датук». Датук наделяется полномочиями шамана и священнослужителя – он хранит обычаи племени и историю клана, обучает детей священному писанию. Несколько кланов образуют большую территориальную общину – «нагари», в которой обычно присутствует общинный дом, мечеть, государственная и религиозная школа («медресе»). Каждый клан имеет в нагари свой квартал, состоящий из нескольких румах гаданг и рисовых амбаров. Старостой нагари – «пангхулу» назначается мамак старейшего клана первопоселенцев.


Нагари Туо Парианган


Жители готовятся к празднеству по случаю строительства нового минарета.


Зарезали козу


Старейшины позируют для прессы


Праздничная трапеза


Народный танец с блюдцами


Общий план нагари с видом на мечеть (в центре)


Хоумстэй в румах гаданге

Бракосочетание у минангкабау традиционно происходит по инициативе невесты с согласия ее родителей. Муж живет в доме супруги лишь первое время, впоследствии его посещения ограничиваются ночными визитами. Он не имеет не только имущественных прав, но даже прав на собственных детей, с которыми встречается только в доме супруги. Между тем, на нем лежит ответственность за детей сестер – племянников и племянниц. Соответственно, о его детях заботятся братья жены. Неженатые мужчины и мальчики, начиная со школьного возраста, отправляются жить в «сурау» – общинный дом, где штудируют Коран и соблюдают целибат. В условиях жесткой половой дискриминации возник обычай «ранто», следуя которому молодые мужчины уходят на поиск новых мест для жизни. Как следствие, из-за дефицита женихов они вырастают в цене, и женщины, вопреки обычаям материнского рода, пытаются удержать мужей при себе, переезжая жить в отдельные дома. В настоящее время матриархальные обычаи минангкабау отходят в прошлое, люди заводят нормальные семьи и адаптируются к современной жизни.


Традиционная свадьба минангкабау, деревня Баюр, озеро Манинджау. 
Жених и невеста позируют для гостей. 


Гости позируют для меня


Мужской коллектив


Музыканты


Танцовщицы


Танец с блюдцами, без разбитых не обошлось


Музыкальное сопровождение


Свадебная процессия

Комментариев нет:

Отправить комментарий