вторник, 12 ноября 2013 г.

В гостях у Яо, Северный Вьетнам

Вьетнамская Сапа расположена в ареале обитания нескольких горных племен, среди которых ярко выделяются на общем фоне люди народности яо или "красных зао", как они себя здесь называют. К этой культуре у меня был особый интерес, поэтому я не упустил возможность пообщаться с женщинами яо на городском рынке, и с радостью принял приглашение посетить их деревню. В деревне мне довелось провести всего пару дней, но этого оказалось достаточно для первого знакомства. Жил я в гостевом сарае у одного семейства, которое за небольшие деньги согласилось разделить со мной пищу и кров. Коротали время за рассматриванием вышивки, сделанной местными женщинами, их матерями, бабушками и прабабушками. Надо отдать им должное – все они искусные вышивальщицы и учатся этому искусству с детства. 



На городском рынке в Сапе.

Домашний приют у миссис Фан Ман Мэй. В чем-то ей посодействовали канадцы, видимо помогли вывеску сделать...


Семья встречает нового постояльца и принимается за готовку обеда. 


Участвуют все.


После обеда достаются корзины с приданным.


У каждой женщины по корзине.


Детали национального костюма. Все вышито вручную. 


Вышивальщица за работой

Национальные костюмы яо имеют ярко выраженные отличительные черты, но в то же время  у разных групп существуют явные этнорегиональные различия. Главная отличительная черта красных зао - красные косынки на голове, их носят все женщины репродуктивного возраста. Замужние женщины у вьетнамских Зао бреют себе головы налысо, оставляя сзади небольшой пучок волос. Головы прикрываются красными платками или чалмами у более солидных дам. У яо интересные ритуалы знакомств и свадебные обряды. По субботним дням в Сапе можно наблюдать инсценированный "любовный рынок", на который теперь собираются туристы, а в прошлом юноши завлекали девушек игрой на бамбуковых флейтах. У яо богатый фольклор, развито песенное и музыкальное творчество. Известны обычаи выкупа и отработки за невесту, гадания и толкования снов, лунные танцы и другие церемонии. 





 


Яо пришли в Юго-Восточную Азию из китайских территорий (провинции Гуандун, Хунань и Гуанси-Чжуанский автономный район) и расселились на севере Вьетнама, Таиланда и Лаоса. В китайских исторических сочинениях есть сведения о том, что племена яо делятся на две части. Первая живет на равнинах и по своей культуре почти не отличается от китайцев. Вторая группа яо - потомки тех, кто поселился высоко в горах и почти не поддерживал контактов с остальным населением этих районов. В письменных источниках они именуются "яо, перевалившие через горы". После того как они перевалили через горы, яо утратили некоторые традиционные черты культуры, изменили образ жизни, одежду. Сегодня только на территории Вьетнама насчитываются по крайней мере семь групп яо, отличия которых между собой резко бросаются в глаза, особенно в одежде и прическе. Среди них различают "красных яо", "яо в узких панталонах", "яо в синей одежде", "яо с вощеной головой", "яо с корзинами за плечами".


 






Люди яо говорят на протокитайском языке, который относится к семье мяо-яо. Этногенез яо тесно связан с мяо, это одни из самых древних китайских этносов. Так уж сложилось, что и во Вьетнаме они соседствуют - в соседней деревне проживают дальние родственники красных зао - черные хмонги. Яо единственное горное племя, имеющее свою письменность, причем бумагу для письма они изготавливают сами. Еще одна интересная культурная особенность - письменность у яо в прежние времена использовалась исключительно женщинами и выступала своеобразным тайным женским кодом. Сейчас таким кодом продолжает оставаться вышивка, также наполненная символическим значением. Яо сохранили многие архаические черты культуры. До середины XX века феодальные отношения у них переплетались с первобытно-общинными. По характеру яо очень миролюбивые, гостеприимные и чрезвычайно общительные. Они обладают аристократичными манерами и придают большое значение понятиям чести и совести.


Домашний интерьер, письмена остались после празднования нового года. 


В деревенской лавке во время дождя.

 

Мужчины заняты производством барабанов


Женщины совместным вышиванием


Сцена у магазина в центре деревни


Без комментариев

Религия яо основана на средневековом даосизме, в анимистических верованиях особое место отводится легендарному предку - Паньху (пятицветной собаке). Большое место в мифологии занимает сюжет о происхождении яо от собаки. В мифе повествуется, что однажды правитель большой страны (иногда называется древнекитайский император Гаосин) вел тяжелую войну с сильным врагом. Не надеясь уже на победу, он объявил, что победителю вождя врагов он отдаст дочь-принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки - яо.






Экспозиция этнографического музея, Сапа

Комментариев нет:

Отправить комментарий