понедельник, 11 ноября 2013 г.

Хмонги Северного Вьетнама

Народность хмонг переселилась на север Вьетнама из южнокитайских провинций Юннань и Гуйчжоу, где она известна под именем мяо. Данный этнос является одним из древнейших народов Юго-Восточной Азии и в своем этногенезе восходит к протокитайским народам с общим названием мань. Предки современных мяо входили в состав племенного союза сань мяо, занимавшего территорию на востоке современной провинции Хунань и западе провинции Гуйчжоу. Ими было создано государство Чу, игравшее важную роль в истории южных районов Китая. Мяо говорят на языках группы мяо-яо, считающимися изолированной языковой семьей, не имеющей генетической связи с макросемьей ностратических языков. 

Начнем наше знакомство с народами мяо с одной из групп хмонгов, обитающих в окрестностях города Сапа в горах северного Вьетнама. Сапа находится в пограничной с Китаем провинции Лао Каи, а сам Лао Каи служит пограничным переходом между двумя государствами. Мне довелось оказаться там на пути из Куньмина в Ханой. В Сапе проживают так называемые "черные хмонги", что очевидно при взгляде на их костюмы. По цвету женской одежды различают несколько этнорегиональных групп хмонгов: белые (самоназвание хмонг дау; кит. бай мяо; вьет. мео чанг), черные (хмонг ду; хэй мяо; мео ден), красные (хмонг пе; хун мяо; мео до), синие (хмонг суа; цин мяо; мео сань), разноцветные (хмонг лен; хуа мяо; мео хоа).


Горные ландшафты в Сапе


Заливные террасированные поля


Черные хмонги на улице Сапы


Женщины приторговывают разным хэндмейдом и предлагают услуги местных гидов. Все неплохо понимают английский.

Некоторые зазывают посетить свою деревню.


Демонстрация игры на вьетнамском варгане "дан-мои"


Путь в культурную деревню Кэт-кэт.


Сувенирная лавка


Национальная символика


Детки у черных хмонгов разноцветные. 


Пожалуй, наиболее интересный образец искусства черных хмонгов - покрывало с вышивкой, аппликацией и батиком.


Сувениры из корней бамбука


Рис готов к высадке

 

Жители деревни на посадке риса


В дождливый день на улице города.

 

Сцены городской жизни


На городском рынке

 

Мужчины-хмонги тоже носят черное.

Другая разновидность хмонгов была встречена мной во вьетнамском городке Бак Ха провинции Лао Каи, вблизи китайской границы. Каждое воскресенье там творится настоящий карнавал, на который собираются из окрестных деревень представители "цветочных" или "разноцветных" хмонгов. В туристических путеводителях этот рынок носит название Flower hmongs sunday market. Смело могу назвать его самым колоритным этническим рынком в Индокитае.



















Помимо их удивительных национальных нарядов, хмонги имеют репутацию хорошо организованной и сплоченной социальной группы. Они принимали активное участие в военных действиях во время американской оккупации во Вьетнаме и Лаосе, и вели партизанскую войну против правительственных войск на стороне американцев. Это послужило причиной их затянувшегося конфликта с властями обеих стран и массовой миграции в США. Многие беженцы скрылись на территории Таиланда, но тайцы оказались не столь гостеприимны и неоднократно совершали насильственную депортацию хмонгов в враждебный для них социалистический Лаос.

Другая история, связанная с миграцией хмонгов в США - это нашумевшие случаи ночной смерти. Эти события, имевшие место в начале восьмидесятых годов двадцатого века, так и не смогли найти научного объяснения. Без всякой видимой причины мужчины-хмонги начали умирать во сне. Доктора дали проблеме символическое название, которым практически расписались в своей беспомощности - "синдром внезапной ночной смерти". Независимое расследование обозначило причину смерти как сонный паралич, вызванный влиянием злых духов. Для самих хмонгов воздействие духов было очевидно и полностью вписывалось в их традиционную систему верований. Духи наказывали мужчин за то, что они забыли свои обряды и перестали совершать им подношения (1).

Комментариев нет:

Отправить комментарий