пятница, 18 октября 2013 г.

Народность Наси, Южный Китай

Продолжим цикл этнографических заметок о малых народностях КНР. Сегодня мы познакомимся с народностью наси, населяющей китайские предгорья Гималаев. Наси проживают в северо-западной части провинции Юннань и юго-западной части провинции Сычуань. Насийский язык относится к языковой ветви тибетско-бирманской языковой группы китайско-тибетской языковой семьи. Язык наси, также как культура и религия, носит название "донгба" или "дунба". Религия донгба тесно связана с тибетским боном, также в ней присутствуют влияния даосизма, буддизма и пережитки более древних верований (особенно культ деревьев). Жрецы донгба проводят свои ритуалы по сей день, несмотря на то, что за время правления коммунистической партии их численность сильно сократилась.


Деревня Юшуи, музей культуры Донгба, округ Лицзян



Пиктографическая письменность "донгба", музей культуры Донгба

Наси славятся богатым культурным наследием. В прошлом у них существовало два вида письменности. Одна из них - пиктографическая - донгба, другая - фонографически-слоговая - гэба. Считается, что донгба использовалось начиная с седьмого века - ранней эпохи династии Тан, а в десятом веке, во время правления династии Сун, уже получила широкое распространение. Этот вид письменности использовался исключительно шаманами и жрецами, в качестве помощи для декламации ритуальных текстов в течение религиозных церемоний. Письменность геба, использовавшаяся в основном для составления контрактов и писем, по своей структуре напоминает китайскую, и по виду ближе к иероглифическому письму. Большая часть письменных источников наси была уничтожена во времена культурной революции в середине двадцатого века.


Пруд насийской богини изобилия и ее свита, музей культуры Донгба


Храм Юшуиюань, музей культуры Донгба


Насийский Будда, храм Юшуиюань

Насийцы являются одной из ветвей мигрировавшей на юг древней национальности цян. Упоминаемые в исторических документах эпохи Хань "маонюи" и "мошаи" являются предками насийцев. В разных местах проживания наси называли себя по-разному, например, "наси", "на", "нажу", "нажи". Этногенетически они тесно связаны с народностью мосо, известной своими матриархальными обычаями. У наси сохраняется самобытная материальная культура - срубные жилища, одежда, и в значительной доле матрилинейность и матрилокальность - с преобладающей собственностью жён на дом и землю.







Деревни наси в округе Лицзян, провинция Юннань

Сельское хозяйство является основной хозяйственной отраслью насийцев. Они выращивают рис, кукурузу, картофель, пшеницу, бобы, хлопчатник, лен и т.д. В преданиях сохраняется память о том, что предки наси, жившие в районах Сычуани, были кочевниками-скотоводами. Однако основным занятием современных наси является земледелие; разведение домашнего скота - подсобное занятие. Большинство наси проживают в долине реки Цзинына округа Лицзян, где плодородные почвы на равнине дают возможность выращивать на поливных участках рис, а на сухих - кукурузу и различные бобовые культуры. Техника обработки полей и земледельческие орудия - тайские, так как и земледелие наси заимствовали от тай.


Традиционное жилище, где мы нашли приют на врем дождя, деревня Юшуи.


Монумент Юшуиюань


Женщины наси исполняют народную песню, музей культуры Донгба

Наиболее распространенные обряды, связанные некогда с культом поклонения духу водной стихии и духам, обеспечивающим урожай на полях, превратились в народные праздники. Одним из них - праздником молодежи - является праздник "на речных волнах", который устраивается ежегодно 15-го числа третьего лунного месяца. Юноши и девушки садятся в лодки и ездят допоздна с зажженными факелами по реке, распевая песни. Интересен производственный праздник молодежи - "топтание проса". В начале четвертого месяца, когда просо дает ростки, молодежь приходит на поле и устраивает веселые пляски прямо на ростках. После такого топтания, просо якобы растет быстрее. Считалось, что молодежь своими действиями ублажает духов земли и урожая. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий