суббота, 12 октября 2013 г.

Последнее пристанище матриархата

В современном мире осталось немного мест, где сохранились пережитки архаического матриархального общества. Повсеместно распространенные на заре человеческой истории, матриархальные обычаи и сопутствующие им культы Великой Богини-матери в настоящее время встречаются лишь в самых отдаленных уголках планеты. Одним из таких мест считается озеро Лугу (Лугуху), затерянное высоко в горах на границе китайских провинций Юннань и Сычуань. Здесь обитает народность, живущая по законам матриархата – мосо. Еще полвека назад регион озера Лугу был изолирован от внешнего мира, и многие даже не подозревали о существовании "женского царства", как именуется этот территориальный округ в переводе с китайского.





Женщины мосо занимают главное место как в семье, так и в обществе. Им принадлежат все права на имущество, на собственность, фамилия также передается по линии матери. Мосо обитают в больших семейных домах, где под одной крышей живут сразу несколько поколений. Число домочадцев порой может достигать двадцати-тридцати человек. Дети никогда не покидают дом матери - девочки не выходят замуж, мальчики не женятся, а так все и живут одним кланом. Во главе клана стоит старшая женщина рода, матриарх. Ей принадлежит решающее слово в клановых делах, именно она распоряжается всеми финансами.


Набережная озера Лугу


Деревня мосо


Женщина мосо, город Йонгинг


Бензоколонка по пути в Йонгинг


Настенная живопись в деревне Луошуи

Браки жители этой народности не заключают в принципе, детей всегда воспитывает мать. Поразительно, но дети, как правило, не интересуются, кто их отец, в языке мосо нет слова "папа". Отец не имеет никаких обязанностей по отношению к своему ребенку. Оба родителя продолжают жить со своими матерями, а воспитанием ребенка занимаются, беря на себя роль отцов, братья женщины. Полигамия и полиандрия - достаточно распространенное явление среди мосо, хотя многие сохраняют моногамные отношения годами.




Этническое шоу в бухте Лиге

Одним из уникальных обычаев мосо, сохранившихся до наших дней, считается "гостевой брак". С шестнадцати лет девушкам разрешается вступать в половые отношения, и с этой целью они переселяются в отдельную комнату на втором этаже семейного дома. Это позволяет им, после того как они выберут себе партнера, свободно приглашать его провести вместе ночь. Когда наступает такой момент, избраннику нужно втайне от всех пробраться в жилище возлюбленной, а рано утром снова вернуться домой к матери. Для выполнения брачного ритуала мужчине приходится карабкаться на второй этаж во мраке ночи, что в свою очередь может служить проявлением ловкости.



Женщины мосо

До сих пор матриархальный уклад мосо был вполне устойчив к воздействию окружающего мира. Так, например, после образования КНР в 1949 году коммунистические власти пытались наладить официальную фиксацию связей между супругами. С этой целью в "женское царство" был направлен военный отряд численностью 100 человек. Но заставить мосо пережениться оказалось непосильной для армии задачей. Более того, новые порядки привели к ряду самоубийств среди мосо, не готовых связывать себя брачными обязательствами на всю жизнь. В итоге из 30 официально зарегистрированных семей 26 распались, а точнее, вернулись к традиционной системе супружеских отношений.



Комментариев нет:

Отправить комментарий