пятница, 19 июля 2013 г.

Анимизм и архаическое сознание

Продолжим тему об этническом разнообразии Индокитая, где живут народности, столь далекие от нас культурно и географически. Понять мир, в котором существуют жители этого экзотического края, проще всего через призму их верований и обычаев. Многие народности, населяющие полуостров, все еще сохраняют первобытные верования, сопутствующие человечеству с самых ранних стадий развития, и известные под обобщенным названием "анимизм". По определению анимизм (от лат. anima, animus - "душа" и "дух" соответственно) - вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Олицетворяя эту веру, присущую архаическому сознанию, анимизм одновременно выступает как форма архаической религии. Как полагал Эдуард Тэйлор, посвятивший этому явлению объемную этнологическую работу, анимизм представляет собой первоначальную стадию развития религии и любые религии от примитивных до самых высокоразвитых происходят от анимистических воззрений (1).



"Врата духов" перед входом в горную деревню, Соппонг, Северный Таиланд

Везде в странах Юго-Восточной Азии, под наслоениями мировых религий, будь то буддизм, ислам или христианство, можно обнаружить глубинные пласты анимистических верований. Важную роль в жизни людей играют аграрные культы, также большое значение имеет культ предков. Многие народы почитают камни, горы и скалы, наделяют магической силой деревья и реки, верят в свое происхождение от животных и растений. Алтари духов семейных кланов, полей, лесов и т.п. повсеместно встречаются на территории Таиланда, Бирмы, Лаоса и Камбоджи. 


Домики для духов на продажу, Камбоджа

Тонкий мир Индокитая наполнен духами, которые присутствуют во всем, и без их участия не обходится ни одно значимое событие. В Таиланде у ворот каждого деревенского дома, на границах деревни, на перекрестке дорог и в других магически значимых местах ставят небольшие домики для духа места сангпрапум (сан пхрап-хум), куда ему приносят дары - рис, цветы, фрукты и т.д. В такие домики часто помещают деревянную или глиняную фигурку самого духа с книгой в руке, куда он вносит заметки о поведении людей. Жилища духов имеют самые разнообразные формы. Бывают маленькие, похожие на скворечники с шиферной крышей, а встречаются и роскошные, осыпанные цветами святилища при банках или универмагах, иногда крупнее человеческого жилища.


Святилище для духа местности, Северный Таиланд

Духи-пхи обитают везде, куда им не прегражден доступ специальными ограждениями. Они не только многочисленны, но и узко специализированы по своим функциям. Наибольшая группа пхи связана с владычеством над определенной территорией и ее охраной. С особым почтением тайцы относятся к пхи Сан муонг - владыкам муонга. Кроме этих духов признается существование духов границ территории (пхи Сыа муонг), духов - властителей территории поселка (пхи Сань бань), покровителей границ поселка - пхи Тяу Динь, а также духа рисового поля - пхи На, духа общинного кладбища - пхи Тяу Хео, а также серии духов, связанных с домом: пхи Ланг Ка - дух из-под кровли, который опекает домашних животных, пхи Ки Фаи, пхи Хай Кхау, пхи Кон Сау - охраняющие очаг, топливо, место приготовления "палочного риса" (2).





Ритульные объекты около деревни народности Лису, Северный Таиланд

Домики для духов, разноцветные ленты на ветвях деревьев, бамбуковые святилища, обвешанные бумажными лоскутами, многообразные талисманы и обереги - все это часть архаической религии, которая существовала в этих местах задолго до прихода буддизма и христианских миссионеров. Со стороны она напоминает игру и заставляет вспомнить о детстве, когда весь мир казался нам одушевленным. В действительности, это отголосок детства человеческой цивилизации, и для нее свойственны те же стадии, которые проходит в своем развитии каждый ребенок. Но это не означает, что наивные анимистические верования не имеют право на существование в современном мире. Как писал французский антрополог Клод Леви-Строс, "...так называемые "примитивные общества" не являются ни первобытными, ни "детскими" состояниями человечества. Их принципиальное отличие от технических цивилизаций не в том, что они не развивались, а в том, что история их эволюции не сопровождалась кумуляцией изобретений, но ориентировалась на сохранение изначальных способов установления связи с природой". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий